Открытый вариант ЕГЭ 2024 по обществознанию 11 класс ФИПИ с ответами и решением

Открытый тренировочный вариант ЕГЭ 2024 по обществознанию 11 класс ФИПИ задания с ответами и решением с реального досрочного этапа 2024 года. Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 16 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.

→ Скачать открытый вариант

→ Скачать ответы

Задания части 2 (17–25) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение.

Открытый вариант ЕГЭ 2024 по обществознанию 11 класс

Скачать открытый вариант ЕГЭ 2024 по обществознанию 11 класс

Ответы и решения для варианта

Скачать ответы и решения для варианта

Задание 1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «факторные доходы». 1) прибыль; 2) заработная плата; 3) процент; 4) спрос; 5) рента; 6) капитал. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 46

Задание 2. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Формирование личности происходит в процессе социализации. 2) Социализация личности завершается с достижением возраста гражданского совершеннолетия. 3) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в общественной деятельности, общественном признании, общении с другими людьми. 4) Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом. 5) Понятие «индивид» используется для обозначения отдельно взятого представителя всего человеческого рода.

Ответ: 145

Задание 3. Установите соответствие между характеристиками и формами (видами) деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нацеленность прежде всего на развлечение, отдых Б) целенаправленное усвоение новыми поколениями знаний, уже имеющихся у общества В) условный характер деятельности Г) материально-практическое назначение совершаемых действий Д) обмен мнениями и информацией как цель и сущность процесса.

1) труд
2) общение
3) учёба
4) игра

Ответ: 43412

Задание 4. В государстве Z существенно увеличивается интеллектуальная составляющая трудового процесса. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что государство Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) доминирование сферы услуг в структуре экономики 2) развитие наукоёмких, ресурсосберегающих производств 3) основной фактор производства – информация (знание) 4) широкий ассортимент продукции, производимой в сельском хозяйстве 5) традиционная легитимность власти 6) широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.

Ответ: 1236

Задание 5. Выберите верные суждения о валовом внутреннем продукте (ВВП) и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) ВВП – это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых в стране за год. 2) Экономисты различают реальный ВВП и номинальный ВВП. 3) Стабильный рост ВВП свидетельствует о развитии экономики, об улучшении благосостояния граждан государства. 4) ВВП рассчитывается только на душу населения. 5) Финансовые операции учитываются при подсчёте ВВП.

Ответ: 123

Задание 6. Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов (согласно Налоговому кодексу Российской Федерации): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) государственная пошлина
Б) торговый сбор
В) налог на доходы физических лиц
Г) налог на имущество организаций
Д) транспортный налог

1) местные
2) региональные
3) федеральные

Ответ: 31322

Задание 7. Фирма «Гвоздика» – ателье по пошиву вечерних платьев. Найдите в приведённом списке примеры постоянных издержек фирмы «Гвоздика» в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) приобретение тканей, ниток, фурнитуры
2) взносы на страхование имущества фирмы
3) выплата ранее взятого кредита и процентов по нему
4) оплата потреблённой электроэнергии
5) арендная плата за помещение ателье
6) оклад главного бухгалтера

Ответ: 2356

Задание 8. Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Взаимодействие индивидов в первичных социальных группах имеет эпизодический характер. 2) Русские, чеченцы, татары – социальные группы, выделяемые по социально-этническому признаку. 3) К признакам большой социальной группы относят наличие прямых личных контактов между всеми членами группы. 4) Принадлежность к различным социальным группам определяет положение человека в обществе. 5) В формальной группе межличностные взаимодействия всегда основаны на взаимной симпатии, общем интересе или общей привычке.

Ответ: 24

Задание 9. Учёные, анализируя данные социологических опросов, изучали потребительское поведение совершеннолетних граждан в условиях экономического кризиса. На диаграмме приведены данные (в % от числа отвечавших) о том, как в течение года изменилось потребительское поведение. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) Среди опрошенных в 2023 г. доля тех, кто стал реже ходить в магазин, меньше доли тех, кто покупал более дешёвые продукты.
  • 2) Доля тех, кто стал покупать более дешёвые продукты, сократилась за год.
  • 3) Доля тех, кто стал реже ходить в магазин, уменьшилась за год.
  • 4) Доля тех, кто утверждал, что кризис не повлиял на их потребительское поведение, в 2023 г. уменьшилась.
  • 5) Среди опрошенных в 2022 г. доля тех, кто считал, что кризис не повлиял на их потребительское поведение, больше доли тех, кто отказался от покупки некоторых продуктов.

Ответ: 134

Задание 10. Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Политическая элита – официально закреплённый источник власти в любом государстве. 2) В зависимости от способа рекрутирования выделяют прогрессивную и пропорциональную элиту. 3) Политическая элита принимает участие в выработке целей и направлений развития государства и общества. 4) К видам политической элиты относят контрэлиту и правящую элиту. 5) Политическая элита – это группа лиц, профессионально занимающихся деятельностью в сфере власти и управления государством.

Ответ: 345

Задание 11. В государстве регулярно проходят выборы в законодательное собрание. Какие из перечисленных фактов позволяют считать политический режим в этом государстве недемократическим? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Конституция закрепляет руководящую роль единственной легальной партии. 2) Государство полностью контролирует частную жизнь граждан. 3) Президент подписывает международные договоры государства. 4) Парламент принимает законы. 5) Правительство контролирует отправление правосудия. 6) Президент избирается законодательным собранием.

Ответ: 125

Задание 12. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования в государственном образовательном учреждении 2) государственная поддержка материнства, отцовства и детства 3) забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях 4) защита Отечества 5) распоряжение своими способностями к труду.

Ответ: 34

Задание 13. Установите соответствие между вопросами и субъектами государственной власти Российской Федерации, к ведению которых эти вопросы относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) судоустройство и прокуратура Б) общие вопросы воспитания, образования, науки В) адвокатура и нотариат Г) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации Д) федеральный бюджет

  • 1) только федеральный центр
  • 2) совместно федеральный центр и субъекты Российской Федерации

Ответ: 12211

Задание 14. Выберите верные суждения об уголовной ответственности в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.

  • 1) Уголовная ответственность является правовым последствием совершения преступления.
  • 2) Уголовная ответственность бывает двух видов: ограниченная и полная.
  • 3) В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации работник, регулярно опаздывающий к началу рабочего дня, может быть привлечён к уголовной ответственности.
  • 4) Уголовной ответственности по общему правилу подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления возраста 16 лет.
  • 5) Уголовная ответственность применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осуждённого и предупреждения совершения им новых преступлений.

Ответ: 125

Задание 15. Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) акционерные общества
Б) общественные фонды
В) производственные кооперативы
Г) государственные унитарные предприятия
Д) хозяйственные партнёрства

1) некоммерческие
2) коммерческие

Ответ: 21222

Задание 16. Выпускница педагогического университета Инна устраивается на работу. Она хочет работать учителем русского языка и литературы. Какие документы согласно Трудовому кодексу Российской Федерации Инна должна предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) выписку из финансово-лицевого счёта 2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность 3) диплом о профессиональном образовании 4) документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учёта 5) свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение 6) водительское удостоверение.

Ответ: 234

Задание 17. Как в тексте объясняется отсутствие единого определения политической системы? В какой ситуации лидер, по мнению автора, становится политическим? Как автор отвечает на вопрос о том, где начинается политика?

Ответ: 1) многообразие представлений о политике не может не породить многообразия представлений обо всём, что с ней связано. 2) Лидер становится политическим только тогда, когда он претендует на руководящее кресло в государственном учреждении или чего-то добивается от государства. 3) Только там, где с помощью государства происходит согласование интересов различных социальных групп или посредством государства реализуются интересы одних групп в ущерб другим, начинается политика.

Задание 18. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, – укажите не менее трёх основных признаков государства как политического института; – объясните связь указанной автором цели политической партии с развитием политической культуры общества. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Задание 19. Автор рассуждает о компонентах институциональной/организационной подсистемы. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые две другие подсистемы политической системы общества. Проиллюстрируйте примерами каждую из этих подсистем. (В каждом случае сначала назовите подсистему, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Задание 20. Автор не относит к политической сфере организацию здравоохранения, народного образования. Используя обществоведческие знания и факты, выскажите два предположения о том, в каких ситуациях эти вопросы могут стать политическими. Объясните свои предположения. (В каждом случае сначала выскажите предположение, а затем приведите объяснение. Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

Задание 21.На графике изображено изменение ситуации на рынке услуг частных детских садов. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара). Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если при прочих равных условиях в стране увеличится рождаемость?

Задание 22. В государстве Z растёт популярность дистанционного обучения по различным образовательным программам, в школах на большинстве уроков используются интернет-технологии. Каждый ученик имеет доступ к различным цифровым учебным материалам. Число желающих поступить в университеты неуклонно растёт, потому что получение качественного образования и профессии позволяет гражданам государства Z повышать свой социальный статус, занимать более престижные места в социальной иерархии. Образование как социальный институт обеспечивает сохранение, развитие и трансляцию духовного наследия общества. Кроме того, в государстве Z отмечается тенденция гуманизации образования. Какая тенденция образования описана, но не названа в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.) В чём может проявляться тенденция гуманизации образования? (Приведите собственный пример или собственное пояснение.) Какой факт в условии задачи иллюстрирует функцию образования как социального лифта? Какие ещё функции выполняет образование? (Укажите любые две функции не из условия задачи.)

Задание 23. Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя нашего государства, права и свободы человека и гражданина. На основе положений Конституции Российской Федерации объясните смысл следующих характеристик нашего государства: 1) федеративное государство; 2) светское государство; 3) социальное государство. (Каждое объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

Задание 24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Право собственности в Российской Федерации». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

Задание 25. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос. 1) Обоснуйте необходимость правового регулирования отношений собственности. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.) 2) Как российское государство защищает право собственности? (Назовите любые три способа защиты права собственности.) 3) Для каждого из указанных в пункте 2) способов приведите по одному примеру, иллюстрирующему его реализацию. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)


Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *