Открытый вариант ЕГЭ 2024 по литературе 11 класс ФИПИ с ответами и решением
Открытый вариант ЕГЭ 2024 по литературе 11 класс ФИПИ задания с ответами и решением с реального досрочного этапа 2024 года. Тренировочный вариант по литературе состоит из двух частей (участник должен выполнить 11 заданий). Часть 1 включает в себя два комплекса заданий (1–5; 6–10).
ФИПИ открытый вариант ЕГЭ 2024 по литературе 11 класс
Скачать ФИПИ открытый вариант ЕГЭ 2024 по литературе 11 класс
Первый комплекс заданий (1–5) относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения. Задания 1–3 требуют краткого ответа. Задания 4.1/4.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) и задание 5 требуют развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.
Второй комплекс заданий (6–10) относится к анализу стихотворения, или басни, или баллады. Задания 6–8 требуют краткого ответа. Задания 9.1/9.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) и задание 10 требуют развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.
В заданиях 5 и 10 не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, манга, фанфик, графический роман и другим текстам со спорной принадлежностью к художественной литературе. Ответы к заданиям 1–3 и 6–8 состоят из одного или двух слов или последовательности цифр. Следуя приведённым ниже образцам, запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланк ответов № 1.
Видео решение варианта
Задания и ответы с досрочного варианта
Часть 1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–3, 4.1 или 4.2 (на выбор) и задание 5.
На берегу запели, – странно запели. Сначала раздался контральто, – он пропел две-три ноты, и раздался другой голос, начавший песню сначала, и первый всё лился впереди его… – третий, четвёртый, пятый вступили в песню в том же порядке. И вдруг ту же песню, опять-таки сначала, запел хор мужских голосов.
Каждый голос женщин звучал совершенно отдельно, все они казались разноцветными ручьями и, точно скатываясь откуда-то сверху по уступам, прыгая и звеня, вливаясь в густую волну мужских голосов, плавно лившуюся кверху, тонули в ней, вырывались из неё, заглушали её и снова один за другим взвивались, чистые и сильные, высоко вверх. Шума волн не слышно было за голосами… <…> – Слышал ли ты, чтоб где-нибудь ещё так пели? – спросила Изергиль, поднимая голову и улыбаясь беззубым ртом. – Не слыхал. Никогда не слыхал… – И не услышишь. Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить. Смотри-ка, разве не устали за день те, которые поют там? С восхода по закат работали, взошла луна, и уже – поют! Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот – поют. – Но здоровье… – начал было я. – Здоровья всегда хватит на жизнь. Здоровье! Разве ты, имея деньги, не тратил бы их?
Здоровье – то же золото. Знаешь ты, что я делала, когда была молодой? Я ткала ковры с восхода по закат, не вставая почти. Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень. И сидела до того, что, бывало, все кости у меня трещат. А как придёт ночь, я бежала к тому, кого любила, целоваться с ним. И так я бегала три месяца, пока была любовь; все ночи этого времени бывала у него. И вот до какой поры дожила – хватило крови! А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!..
Я посмотрел ей в лицо. Её чёрные глаза были всё-таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щёк были чёрные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана её голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвётся вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми чёрными глазами. (М. Горький, «Старуха Изергиль»)
Задание 1. Как называется средство характеристики персонажа, основанное на описании его внешности, использованное автором в последнем абзаце фрагмента?
Ответ: портрет
Задание 2. Установите соответствие между героями, которые, подобно Изергиль, рассказывают нравоучительные истории, и названиями произведений, героями которых они являются: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Лука
Б) Ионушка
В) Платон Каратаев
1) «Кому на Руси жить хорошо»
2) «На дне»
3) «Отцы и дети»
4) «Война и мир»
Ответ: 214
Задание 3. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов. «Старуха Изергиль» относится к такому жанру, как ____________, и следует традициям ___________ – литературного направления, в основе которого – изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах.
Ответ: рассказ, романтизм
4.1. Как в рассуждениях Изергиль сочетаются понятия «уметь жить» и «хорошо петь»?
4.2. Каким образом слова Изергиль о красавцах, которые «могут петь», подготавливают легенду о Данко, которая будет рассказана позже?
Задание 5. Назовите произведение отечественной литературы первой половины ХIХ века (с указанием автора), в котором изображён сильный, яркий характер. В чём схож(а) (или различен(-на)) герой (героиня) выбранного произведения и горьковская Изергиль?
Задание 6. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Стихотворение М.В. Исаковского написано двусложным размером (метром) – – с использованием перекрёстной.
Задание 7. Стихотворение М.В. Исаковского начинается и заканчивается одинаковыми строками. Как называется данный вид композиции?
Задание 8. Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эпитет
2) риторический вопрос
3) олицетворение
4) сравнение
5) анафора
9.1 Какую роль в стихотворении играют звуковые образы?
9.2 Какими эмоциями окрашено стихотворение «На улице»?
10. Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), в котором присутствует тема весны. В чём схожи (или различны) выбранное произведение и приведённое стихотворение М.В. Исаковского?
Часть 2
Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1–11.5) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).
11.1 Каким предстаёт «футлярный» человек в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре»?
11.2 В чём неоднозначность авторского отношения к Раскольникову? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
11.3 «Русь уходящая» в поэзии С.А. Есенина. (На примере не менее трёх стихотворений)
11.4 Яркие женские образы в отечественной литературе. (На примере произведения одного из писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова)
11.4 Какие фрагменты поэмы А.А. Блока «Двенадцать» Вы предложили бы для создания иллюстраций к ним? (С опорой на текст произведения)