Олимпиада по литературе 4-10 класс пригласительный этап 2024 ВСОШ задания с ответами
Задания и ответы с решением для олимпиады по литературе 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс пригласительный этап 2024 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ. Для прохождения на школьный этап 2024-2025 учебного года.
- Задания для 4-5 класса
- Ответы для 4-5 класса
- Задания для 6-7 класса
- Ответы для 6-7 класса
- Задания для 8 класса
- Ответы для 8 класса
- Задания для 9-10 класса
- Ответы для 9-10 класса
Статус «Похвальная грамота» присвоен участникам, набравшим: в 4 классе – не менее 22 баллов; в 5 классе – не менее 22 баллов; в 6 классе – не менее 25 баллов; в 7 классе – не менее 25 баллов; в 8 классе – не менее 33 баллов; в 9 классе – не менее 41 балла; в 10 классе – не менее 41 балла.
Выдача электронных грамот на пригласительном этапе не предусмотрена. Данные об успешном выступлении будут переданы в Портфолио. В случае возникновения сложностей с просмотром результатов следует обратиться в техническую поддержку МЭШ. Участие в пригласительном этапе – возможность попробовать свои силы в разных предметах и познакомиться с системой, в которой проходят первые этапы олимпиады. Результаты пригласительного этапа не влияют на возможность участия в школьном и последующих этапах и никак в них не будут учитываться.
Задания и ответы для 4-5 класса
Скачать задания и ответы для 4-5 класса
1. Узнайте отечественного писателя по описанию. Советский писатель, родившийся в Нью-Йорке. Автор цикла рассказов, в названии которых есть прилагательное, образованное от уменьшительного имени главного героя. В образе главного героя рассказов – озорного мальчикаотразились черты сына писателя.
- А) С.Я. Маршак
- Б) С.В. Михалков
- В) В.Ю. Драгунский
- Г) Э.Н. Успенский
2. Герою какого произведения поставлен данный памятник? Выберите автора данного литературного произведения.
- 1) М. Твен
- 2) А.А. Милн
- 3) Г,Х. Андерсен
- 4) Дж.Р. Киплинг
- 5) Льюис Кэрролл
- 6) Р. Брэдбери
- 7) Э. Сетон-Томпсон,
- 8) Дж. Свифт
3. Соотнесите портреты авторов и иллюстрации к их сказкам.
4. Соотнесите изображение и жанр произведения.
5. Из каких сборников данные сказки? Установите соответствия.
6. Найдите детали портрета героини. Цвет волос:
А) светло-коричневые
Б) тёмно-серые
В) чёрные
7. Найдите детали портрета героини. Цвет глаз:
А) голубой
Б) карий
В) синий
Г) зелёный
8. Найдите детали портрета героини (отметьте 2 варианта). Оценивается полностью верный ответ. Голос:
А) негромкий
Б) жуткий
В) плаксивый
Г) зычный
Д) озорной
Е) грустный
9. Сравнение в стихотворении есть в строках
А) 8
Б) 15–16
В) 27–28
Г) 31
10. Аллитерация – это повтор одинаковых согласных. Выберите номер ЧЕТВЕРОСТИШИЯ, в котором есть аллитерация на шипящие звуки.
А) 4
Б) 3
В) 2
Г) 6
11. Найдите олицетворение в стихотворении (выберите вариант).
А) кудри сверкают
Б) ветки плетут сеть
В) шишка падает
Г) глазок глядит
12. Выберите слово, которое употреблено в данном стихотворении в ненормативной с точки зрения современного русского языка грамматической форме.
А) счастлив
Б) шалуний
В) захлестнет
Г) листы
13. Кому удаётся услышать голос Невидимочки?
А) удачливому, везучему человеку
Б) первый раз пришедшему в лес
В) человеку высокого роста
Г) дровосеку
14. Что может отпугнуть Невидимочку (она спрячется)?
А) вздох
Б) крик
В) мяуканье
Г) смех
15. В греческих мифах Невидимочка называлась бы
А) дриадой
Б) нереидой
В) русалкой
Г) эльфом
Задания и ответы для 6-7 класса
Скачать задания и ответы для 6-7 класса
1. Узнайте отечественного писателя по фактам его биографии. Когда сказочная поэма его ученика и последователя в поэзии вышла в свет, он подарил ему свой портрет с надписью, в которой признавал своё поражение. Выберите наставника талантливого поэта. А) Пушкин Б) Лермонтов В) Некрасов Г) Тютчев Д) Жуковский.
2. Узнайте персонажа (человека), которому поставлен памятник. Герою какого произведения поставлен памятник? Выберите автора этого произведения. А) Пушкин Б) Лесков В) Некрасов Г) Гоголь Д) Пришвин Е) Чуковский Ж) Маршак.
3. Узнайте зарубежную писательницу по фактам её биографии. Автор этой сказки – учитель в школе для девочек на юге Швеции, лауреат Нобелевской премии по литературе, а сама сказка одновременно служила учебником географии и истории родной страны. Укажите правильный ответ. А) Туве Янссон Б) Джоан Роулинг В) Сельма Лагерлеф Г) Астрид Линдгрен Д) Льюис Кэрролл.
4. Узнайте героя зарубежной литературы. Выберите автора данного произведения. А) Дж.Р. Киплинг Б) М. Твен В) А.А. Милн Г) Г.Х. Андерсен Д) Льюис Кэрролл Е) Р. Брэдбери Ж) Э. Сетон-Томпсон З) Дж. Свифт.
5. Установите соответствия между портретом автора и иллюстрацией к его произведению.
8. Почему крестьяне часто пасли коней ночью?
А) Лошади ведут ночной образ жизни.
Б) Днём крестьянские лошади были заняты на работах.
В) Чтобы дети наигрались вдоволь.
9. Какой звук не отражён в стихотворении?
А) фырканье коня
Б) дальний гром
В) хруст ветки
Г) треск сучьев
10. Каким размером написано это стихотворение?
А) трёхстопным и четырёхстопным хореем
Б) трёхстопным ямбом
В) пятистопным хореем
Г) четырёхстопным и трёхстопным ямбом
11. Какая рифмовка в этом стихотворении?
А) парная
Б) перекрёстная, но рифмуются только чётные строки
В) кольцевая
Г) перекрёстная, но рифмуются только нечётные строки
12. В какой строке есть однокоренные слова?
А) 21
Б) 33
В) 39
Г) 27
13. Какая нечистая сила не представлена в стихотворении?
А) крылатый змей
Б) ведьма
В) баба-яга
Г) леший
14. Какое произведение И.С. Тургенева напоминает сюжет этого стихотворения?
А) «Певцы»
Б) «Бежин луг»
В) «Муму»
Г) «Бирюк»
Задания и ответы для 8 класса
Скачать задания и ответы для 8 класса
1. Узнайте отечественного писателя. Работал литейщиком, инженером-электротехником и мелиоратором. Был участником Гражданской войны, военным корреспондентом во время Великой Отечественной войны. В 1940–50-х годах публиковались в основном его сказки. Укажите верный ответ. А) А.Т. Твардовский Б) И.С. Шмелев В) А.И. Солженицын Г) А.П. Платонов Д) М.А. Булгаков Е) А.Н. Толстой Ж) М.А. Шолохов З) А.П. Платонов.
2. Узнайте зарубежного писателя. Идут споры, был ли он автором всех произведений, которые ему приписывают; был актёром в собственных драмах; устами героя своей комедии объявил театром весь мир. Укажите верный ответ. А) Г.Х. Андерсен Б) А. Дюма В) У. Шекспир Г) Марк Твен Д) Ж. Б. Мольер Е) М. де Сервантес Сааведра Ж) А. де Сент Экзюпери З) О. Генри И) Д.И. Фонвизин.
3. Рассмотрите иллюстрации. Соотнесите изображение персонажа (персонажей) и имя автора.
5. Определите жанр произведения по его фрагменту. К добру ты или к худу, решает время пусть. Но лишь с тобой побуду, я хуже становлюсь. Ты мне звонишь нередко, но всякий раз в ответ, как я просил, соседка твердит, что дома нет. А) роман в стихах Б) элегия В) стихотворение о любви Г) романтическая поэма.
6. Определите жанр произведения по его фрагменту. А князя Олега Ингваревича захватили еле живого. Царь же, увидев многие свои полки побитыми, стал сильно скорбеть и ужасаться, видя множество убитых из своих войск татарских. И стал воевать Рязанскую землю, веля убивать, рубить и жечь без милости. И град Пронск, и град Бел, и Ижеславец разорил до основания и всех людей побил без милосердия. И текла кровь христианская, как река обильная, грехов ради наших. А) житие Б) воинская повесть В) ода Г) трагедия.
7. Определите жанр произведения по его фрагменту. Молчите, пламенные звуки, И колебать престаньте свет; Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет. Вы, наглы вихри, не дерзайте Реветь, но кротко разглашайте Прекрасны наши времена. В безмолвии внимай, вселенна: Се хощет лира восхищенна Гласить велики имена. А) ода Б) трагедия В) торжественное слово Г) былина.
9. Отметьте все верные утверждения.
[ ] Стихотворение написано ямбом.
[ ] В стихотворении есть безрифменные стихотворные строки.
[ ] В стихотворении имеются эпитеты.
[ ] Все строки заканчиваются ударным слогом.
[ ] В стихотворении есть сравнение.
10. Выберите стихотворные размеры стихотворения. Оценивается полностью верный ответ.
[ ] четырёхстопный дактиль
[ ] пятистопный ямб
[ ] четырёхстопный хорей
[ ] трёхстопный амфибрахий
[ ] четырёхстопный ямб
11. Укажите номер стихотворной СТРОФЫ, в которой изменяется стихотворный размер.
12. Отметьте все верные утверждения. В стихотворении
[ ] рифмовка парная
[ ] рифмовка смежная
[ ] рифмовка перекрёстная
[ ] рифмовка кольцевая
[ ] имеются холостые рифмы
13. Отметьте все верные утверждения. Рифмы в стихотворении
[ ] мужские и холостые
[ ] женские и холостые
[ ] дактилические
[ ] мужские и женские
[ ] женские и дактилические
14. Выберите из списка строки, в которых имеется обращение к детям.
[ ] (1)
[ ] (3)
[ ] (6)
[ ] (12)
[ ] (19)
Задания и ответы для 9-10 класса
Скачать задания и ответы для 9-10 класса
1. Узнайте отечественного писателя по фактам его биографии. Он знал восемь языков, в числе которых, кроме европейских, арабский и персидский, сделал государственную карьеру и имел должность министрарезидента. Был растерзан разъярённой толпой, его лицо было изуродовано до неузнаваемости. Его тело опознали по травмированной на дуэли руке. Запишите только фамилию писателя (одно слово).
2. Узнайте зарубежного писателя по фактам его биографии. Он принадлежал к аристократическому роду, оказал существенное влияние на развитие романтизма, хромал, но был отличным спортсменом – боксёром и пловцом, даже переплыл пролив Дарданеллы. Русский писатель, узнав о его смерти, заказал панихиду на помин души «болярина Георгия». Укажите верный ответ. А) У. Шекспир Б) Э. По В) Дж. Лондон Г) В. Скотт Д) Д. Г. Байрон Е) Р. Брэдбери Ж) И.В. Гёте З) Дж. Свифт И) Д. Дефо.
5. Определите жанр произведения по его фрагменту. На семнадцатом году жизни намерение оставить мир и вступить на путь иноческой жизни окончательно созрело в Прохоре. И в сердце матери образовалась решимость отпустить его на служение Богу. Трогательно было его прощание с матерью! Собравшись совсем, они посидели немного, по русскому обычаю, потом Прохор встал, помолился Богу, поклонился матери в ноги и спросил её родительского благословения. Агафия дала ему приложиться к иконам Спасителя и Божией Матери, потом благословила его медным крестом. Взяв с собою этот крест, он до конца жизни носил его всегда открыто на груди своей. А) житие Г) трагедия Б) воинская повесть Д) романтическая повесть В) ода.
6. Определите жанр произведения по его фрагменту. Поднялась Змея да вверх под облако. Случилось ей лететь да мимо Киев-града. Увидала она Князеву племянницу, Молоду Забаву дочь Потятичну, Идучи по улице по широкоей. Тут припадает Змея да ко сырой земле, Захватила она Князеву племянницу, Унесла в нору да во глубокую. А) ода Г) былина Б) трагедия Д) баллада.
8. Рассмотрите портреты. Распределите представленные портреты на две группы (ориентируйтесь на литературное направление, к которому относят творчество того или иного изображенного на портрете классика).
9. Соотнесите кадры из фильмов, созданных по произведениям русской классики, с изображениями авторов произведений.
10. Выберите размер стихотворения.
А) ямб
Б) хорей
В) дактиль
Г) амфибрахий
Д) анапест
11. Укажите номер стихотворной строки, где встречается сравнение.
12. Выберите правильный вариант. Куга – это:
А) маленькая лесная птичка
Б) вид камыша
В) временная крыша над сараем
Г) нарост на дереве
Д) крупная хищная птица
13. В каких строках НЕТ олицетворения? Отметьте все варианты из предложенных.
А) 2
Б) 3
В) 5–6
Г) 11–12
Д) 13
Е) 15
14. Выберите из данного ниже списка троп, который встречается в 18 стихотворной строке.
А) олицетворение
Б) гипербола
В) метафора
Г) сравнение
Д) метонимия
15. Анафора встречается в строках (отметьте все варианты из предложенных).
А) 14, 15, 16
Б) 3, 4, 5
В) 12, 13, 14
Г) 19, 20, 21
Д) 17, 18
Е) 18, 20
16. Что из перечисленного НЕ является эпитетом в стихотворении? Отметьте все варианты из предложенных.
А) маленькая
Б) шалый
В) толчёная
Г) плотная
Д) тяжёлая
Е) спокойный
17. Укажите правильный вариант из предложенных. В строках 1–16 рифмовка
А) перекрёстная
Б) кольцевая
В) опоясывающая
Г) смежная
Д) парная
18. Укажите правильный вариант рифмы в стихотворении по конечному слогу.
А) мужская и женская
Б) женская и дактилическая
В) женская
Г) дактилическая
Д) мужская
19. Выберите из списка верное значение слова-эпитета из 5 строки.
А) осторожный
Б) спокойный
В) сумасбродный
Г) завывающий
Д) южный
20. Напишите номер стихотворной строки, в которой встречается антитеза.