30 апреля 2024 Пробник ОГЭ 2024 по русскому языку 9 класс 3 варианта с ответами

Контрольная диагностическая работа в формате ОГЭ 2024 по русскому языку 9 класс 3 тренировочных варианта заданий с ответами и изложением. Работа состоит из трёх частей, включающих 13 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

→ Скачать 1 вариант

→ Скачать 2 вариант

→ Скачать 3 вариант

→ Скачать ответы и аудио

Часть 1 включает 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на бланке ответов № 2. Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, словосочетания, предложения, текста.

Задания и ответы с 1 варианта

Скачать задания и ответы с 1 варианта

Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Жук-солдатик (Cantharis rustica) – распространённое насекомое, которое можно встретить в разных уголках нашей планеты. (2)Своё название жук получил благодаря необычной окраске спинки, которая напоминает красные «служилые» кафтаны московских стрельцов. (3)Клопов в красно-черных кафтанчиках можно увидеть на почве, трухлявых пнях, старых деревьях, заборах, в сараях и гаражах. (4)Эти насекомые выбирают ярко освещённые поверхности, прогретые солнцем. (5)Летать они не умеют, поэтому залететь через открытое окно в жилище человека жуки не смогут, но легко заползут в распахнутое окно первого этажа, особенно если оно расположено низко над землёй.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из части сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) жук-солдатик насекомое (предложение 1)
2) кафтаны напоминает (предложение 2)
3) можно увидеть (предложение 3)
4) эти насекомые выбирают (предложение 4)
5) оно расположено (предложение 5)

Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 сложноподчинённое.
  • 2) Вторая часть предложения 2–односоставное определённо-личное предложение.
  • 3) Предложение 3 простое односоставное.
  • 4) Предложение 4 простое, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
  • 5) В предложении 5 содержится пять грамматических основ.

Задание 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  • А) В сложносочинённом предложении между основами перед союзом И ставится запятая.
  • Б) В сложноподчинённом предложении с придаточным изъяснительным перед подчинительным союзом ставится запятая.
  • В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую.
  • 1) Сегодня грозной опасности подвергается не только биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы.
  • 2) С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением.
  • 3) В ХХ в. возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли небезграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение.
  • 4) Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно.
  • 5) Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию.

Задание 5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которыхдолжны стоять тире. Долина гейзеров (1) природная достопримечательность Камчатского края (2) расположенная в Кроноцком биосферном заповеднике. Уникальные термальные источники (3) грязевые котлы (4) водопады и озёра (5) всё это разбросано по каньону реки Гейзерной (6) где наблюдаются разнообразные природные условия (7) вмещающие в себя ландшафты нескольких географических поясов. Основа драматичных панорам заповедника (8) пышущие гейзеры (9) бурлящие и взрывающиеся сокрушительными потоками воды и пара.

Задание 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов. 1) С МЯЧОМ – в окончаниях имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О. 2) ТАЮЩИЙ – в суффиксе действительного причастия настоящеговремени, образованного от основы глагола II спряжения, пишется буква Ю. 3) УХАЖЁР – в корне имени существительного после шипящих под ударением пишется буква Ё. 4) ВПРАВО – написание суффикса — О в наречии определяется наличиемприставки В-. 5) НЕ ИЗУЧИВ – частица НЕ с кратким причастием пишется раздельно.

Задание 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е. После однодневного пр(1)бывания в столиц(2) Перу выл(3)таем в направлении пропавш(4)го города инков. Доезжа(5)м поездом до небольшого городка и п(6)шком через эвкалиптовый лес доб(7)раемся до дер(8)веньки.

Задание 8. Раскройте скобки и запишите слово «тёмный» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Туча, показавшаяся на горизонте, была более (тёмный), чем предыдущие.

Задание 9. Замените словосочетание «любовь матери», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Задание 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Взрослым людям не нужны советы мам.
2) Дети, осознав свои ошибки, всегда просят у своих мам прощения.
3) Сердце матери бездонно и готово простить всё своему ребёнку.
4) Дети дарят тепло и заботу своим мамам каждый день.
5) Мама готова отдать всё, чтобы её ребёнок стал настоящим человеком.

Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов. 1) Вдруг вспомнилось стихотворение Дмитрия Кедрина о том, как сын, вырвав сердце матери, понёс его жестокой возлюбленной. 2) Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете. 3) Вы задумывались когда-нибудь, как много делают для вас мамины руки, как натружены они, как беспокойны – добрые, нежные, сильные и заботливые мамины руки. 4) Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет. 5) Мама простила предательство сына и его жестокость, потому что не может она иначе…

Задание 12. В предложениях 5–10 найдите слово с лексическим значением « безжалостный, беспощадный». Выпишите это слово.

Задание 13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Григория Яковлевича Солганика: «Как предложение строится по определённым синтаксическим моделям, точно так же и предложения в тексте соединяются по определённым правилам».

Задание 13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Мама отдаст всё за то, чтобы ты стал настоящим человеком». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-иллюстрации, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Задание 13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как проявляется материнская любовь?». Дайте определение выражению МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Задания и ответы с 2 варианта

Скачать задания и ответы с 2 варианта

(1) Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2) Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3) Учёным был проведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4) Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5) Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса.

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из части сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  • 1) эмоции сформировались (предложение 1)
  • 2) исследования были (предложение 2)
  • 3) учёным был проведён (предложение 3)
  • 4) Ч. Дарвин рассматривал (предложение 4)
  • 5) чувства – результат (предложение 5)

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.
  • 2) Предложение 2 сложное бессоюзное.
  • 3) Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами.
  • 4) Предложение 4 простое.
  • 5) Предложение 5 сложное, с сочинительной связью между частями.

4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире. Художественные изделия из берёсты (1) оригинальный вид народного творчества. Берёста привлекала внимание народных умельцев тем (2) что при обработке она сохраняла все свои свойства. Берёста (3) как материал для бытовых изделий привлекала народных мастеров с давних пор. Кузовки (4) короба для муки и мёда (5) лукошки и пастушечьи рожки(6) канаты для рыболовных снастей и солонки (7) всё это делалось из берёсты. А в строительстве берёсту использовали (8) в качестве изолятора от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам берёста (9) предохраняла дерево от гниения.

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов. 1)РАЗРЕЖЬТЕ (торт) – в форме повелительного наклонения глагола после шипящих пишется буква Ь. 2) БЕСЦЕЛЬНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С. 3) ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный звук находится в ударном слоге. 4) НЕ ВЫУЧЕНЫ (уроки) – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно. 5) ИСПУГАННАЯ (птица) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е. Чайковскому нравился этот д(1)ревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками, которые в изобилии цв(2)ли перед крыльцом. Растрёпанные, высохшие, они напом(3)нали клочья пуха, пр(4)липшего к стебелькам. Единственное, что раздражало композитора,– скр(5)пучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было пер(6)ступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор проб(7)рался к роялю, пр(8)глядываясь к половицам пр(9)щуренными глазами.

8. Раскройте скобки и запишите слово «оба» в соответствующей форме,соблюдая нормы современного русского литературного языка. Для (оба) подруг приезд директора был полной неожиданностью.

9. Замените словосочетание «железный рычаг», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Дед рассказчицы заботился о своём здоровье и поэтому регулярно проводил время на свежем воздухе. 2) Девочка боялась гулять с «группой», потому что её обижали другие дети. 3) Воспитательница Вера Григорьевна приучала детей к самостоятельности, поэтому запрещала родителям находиться рядом с «группой». 4) Дед хотел, чтобы его внучка знала, что он всегда рядом, и не плакала, поэтому каждый день сидел на лавочке в сквере, где гуляла «группа». 5) Во имя любви к внучке дедушка был готов пожертвовать своим комфортом.

11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов. 1) Двухэтажный деревянный дом, в котором я прожила первые десять лет своей жизни. 2) Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб. 3) Один, впрочем, раз её не оказалось, и я уже приготовилась зарыдать, но сразу же успокоилась: дед никуда не ушёл. 4) Ровно в час гулянье закончилось, и, взявшись за руки, мы с дедом пошли домой. 5) Стряхнув снег с массивной лавочки с ажурными, утопающими в сугробе лапами, он твёрдо уселся на неё, поднял воротник и замер наподобие статуи.

12. В предложениях 18–24 найдите антоним к слову «грустно». Выпишите этот антоним.

13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания французского писателя Проспера Мериме: «Русский язык необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков». Приведите в сочинении два примера аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Откуда же мне, шестилетней, было знать, что значит сидеть неподвижно и мёрзнуть во имя любви?». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры иллюстрации, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие жизненные ценности наиболее важны в жизни человека?». Дайте определение выражению ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Задания и ответы с 3 варианта

Скачать задания и ответы с 3 варианта

Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

Сегодня грозной опасности подвергается биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы. (2) С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением. (3) В ХХ в. возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли не безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение. (4) Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно. (5) Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию.

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из части сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  • 1) биология человека подвергается (предложение 1)
  • 2) разрабатывались методы (предложение 2)
  • 3) можно запрограммировать (предложение 3)
  • 4) рождается предположение (предложение 4)
  • 5) остаётся неизменным (предложение 5)

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 сложное сложноподчинённое.
  • 2) Предложение 2 односоставное определённо-личное.
  • 3) Предложение 3 содержит три грамматические основы.
  • 4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным определительным.
  • 5) Предложение 5 бессоюзное.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые. Дерево (1) материал недолговечный (2) а время и пожары сделали своё дело. Именно из-за них (3) до наших дней не дошли многие выдающиеся сооружения (4) о которых мы знаем только из летописей. При этом центральные районы России (5) почти не сохранили памятники деревянного зодчества. И только некоторые области Поволжья (6) Урала (7) Сибири и Севера (8) донесли до нас образцы этого высокого искусства.

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов. 1)НЕНАВИДЯЩИЙ – в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола II спряжения, пишется буква Я. 2)НЕКОТОРЫЙ – в неопределённом местоимении без ударения пишется приставка НЕ-. 3)НЕУДАЧНЫЙ – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ. 4)ПОЛ-ЛИСТА– пишется через дефис, потому что после пол- стоит буква л. 5)СКОШЕННЫЙ (луг)– в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е. Я сидел на б(1)регу л(2)сного оз(3)ра. Вокруг оз(4)ра росло много чудесных д(5)ревьев. От ветк(6) к ветк(7) перел(8)тали весёлые птицы.

8. Раскройте скобки и запишите слово «бухгалтер» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. На предприятие требуются толковые (бухгалтер).

9. Замените словосочетание «руки матери», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Лёшка злился по-настоящему, если к нему лезли под руку во время важной работы. 2) Лёшка мастерил пугач-хлопушку. 3) Герой-рассказчик увлёкся книгой и не мог «расстаться с повестью о Севастополе», пока не дочитал её. 4) Герой-рассказчик боялся, что Лёшка в плохом настроении начнёт опять дразнить его непонятным прозвищем Кнабель. 5) Лёшка не простил герою-рассказчику, что тот взял без разрешения книгу «Восемьдесят дней вокруг света».

11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов. 1) Я от нечего делать зашёл к Шалимовым. 2) –Всё равно не дам, пока не дочитаю! – отчаянно сказал я, потому что расстаться с повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил. 3) Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы. 4) Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню. 5) Я читал о жутких непрекращающихся бомбардировках, о развалинах и пожарах, но сквозь дым военного разрушения продолжал видеть мирный и солнечный город у необозримого моря.

12. Замените просторечное слово «стырил» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом (синонимичным выражением). Напишите этот синоним.

13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского филолога Андрея Андреевича Кузнецова: «Изложение „от первого лица”, употребление слов и оборотов разговорного характера дают автору возможность влиять на сознание и чувства читателя».

13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я листал страницы неслышно и сидел, не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-иллюстрации, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какое влияние книги оказывают на человека?». Дайте определение выражению ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Текст изложения

Хороших книг о школе написано немало. Но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме: что остается от учителя, от класса в характере человека, кроме знаний. В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе. Плохие или хорошие. Одни учителя помнятся, другие нет. Одни классные товарищи врезались в память, другие забылись. И не всегда это можно объяснить степенью дружбы. Нет, тут действуют иные, глубоко скрытые, очевидно, сложные причины.

Кроме талантливых учителей есть и другие, любимые учителя. Наверное, любимых учителей больше, чем талантливых. Наверное, можно заслужить любовь, даже не имея отпущенных природой педагогических способностей. Талантливым стать нельзя, а вот любимым стать можно.

Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Как и все, я вспоминаю бывших своих учителей. Кто из них получал нашу любовь? Физику преподавал нам известный профессор. Он блестяще ставил опыты, умел рассказать материал доходчиво, образно, но… Но! Но физику мы полюбили раньше, полюбили благодаря молоденькой учительнице Ксении Евгеньевне. Кажется, она преподавала тогда первый год и не очень хорошо сама знала некоторые тонкости, но всё равно мы ее любили. Вероятно, за то, что она любила нас, за то, что ей было весело с нами, интересно, за то, что она не скрывала своих промахов и открыто переживала их. (По Д.А. Гранину)


Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *