13 мая 2024 Пробник ОГЭ по русскому языку 9 класс 2 варианта заданий с ответами ФИПИ

13 мая 2024 тренировочные варианты ОГЭ 2024 по русскому языку 9 класс в новом формате задания с ответами и изложением для подготовки к реальному экзамену 3 июня 2024 года. Каждый вариант составлен на основе материалов из открытого банка заданий ФИПИ oge.fipi.ru/bank.

→ Скачать 9 вариант с ответами

→ Скачать 10 вариант с ответами

→ Тексты изложений

Ответами к заданиям 1-12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительным символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Задания и ответы с 9 варианта ОГЭ 2024 по русскому языку

Задание 1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник – это первооткрыватель, своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией братьев Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим современникам. (4)Это нам демонстрирует лишь одну из задач путешественника. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) рассказать (предложение 1)
2) первооткрыватель (предложение 2)
3) прокладывает путь (предложение 3)
4) это демонстрирует (предложение 4)
5) я уяснил (предложение 5)

Ответ: 145

Задание 3. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.
2) Предложение 2 простое, односоставное.
3) Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами.
4) Предложение 4 простое.
5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

Ответ: 345

Задание 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая. Б) Обращение выделяется запятыми. В) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

  • 1) Берёзовый лесок закончился, и перед путниками возникла речка, прячущаяся в камышовых зарослях.
  • 2) Когда стало совсем жарко и толчея в порту замерла, друзья выбрались за городскую черту и поднялись на холм, с которого видна была гавань.
  • 3) В это время Иван Езерский, мой сосед, вошёл в свой тесный кабинет.
  • 4) В.И. Даля мы знаем как известного собирателя пословиц, как знатока русского языка.
  • 5) И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово.

Ответ: 253

Задание 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Дерево (1) материал недолговечный (2) а время и пожары сделали своё дело. Именно из-за них (3) до наших дней не дошли многие выдающиеся сооружения (4) о которых мы знаем только из летописей. При этом центральные районы России (5) почти не сохранили памятники деревянного зодчества. И только некоторые области Поволжья (6) Урала (7) Сибири и Севера (8) донесли до нас образцы этого высокого искусства.

Ответ: 2467

Задание 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  • 1) ПО-ПРЕЖНЕМУ (тепло) – написание наречия через дефис определяется наличием приставки ПО- и суффикса -ЕМУ.
  • 2) ПОТЕРЯТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.
  • 3) НЕ ГОТОВ – частица НЕ с глаголом пишется раздельно.
  • 4) БЕЗВИННЫЙ – в имени прилагательном, образованном от имени существительного с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется НН.
  • 5) ПРИОСТАНОВИТЬ (работу) – написание приставки определяется её значением – расположение вблизи.

Ответ: 14

Задание 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е. Это был мал..(1)нький, почти карманный альбом для фотографий. Л..(2)стов п. (3)тнадцать толстого картона с р..(4)льефным изображением голубя на обложк..(5). Я раскрыл его. Первые фотографии были ж..(6)лтоватые, с трещ..(7)нами. На одной круглолицая малышка глад..(8)ла собаку, на другой шест..(9)летняя девочка обнимала самодельную куклу.

Ответ: 1456

Задание 8. Раскройте скобки и запишите слово «шестьсот» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Самому древнему маяку из действующих до наших дней более (шестьсот) лет.

Ответ: шестисот

Задание 9. Замените словосочетание «грустно сказал», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: сказал с грустью

Прочитайте текст и выполните задания 10-13.

(1)А было это давно, Оля тогда в школе училась. (2)Чтобы хорошо учиться, до глубокой ночи за уроками сидела. (3)Ещё очень любила Оля книжки читать, жаль, что времени на них почти не оставалось. (4)Утром вставала рано, до свету, – курам задать корма, то да сё, потом младших будила, в школу собирала. (5)А там уроки да перемены. (6)И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила и непоседа. (7)Вечно с двойки на тройку перебивался, а к старшим классам вдруг остепенился, взялся за ум – решил, что после школы в Москву поедет, в институт будет поступать.

(8)Все смеялись и подтрунивали над ним, а Оля была уверена: он своего добьётся. (9)Она верила в него, как ни в кого. (10)С пятого класса по нему сохла. (11)Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный… (12)Пять лет Оля держала внутри это чувство, стараясь ничем не выдать себя. (13)Как среднюю школу окончили, так больше половины одноклассников разъехались кто куда, а он до последнего класса учился, бередил ей душу. (14)Нравилось ей в нём всё: мужественность какаято, ещё лёгкость к жизни, весёлость.

(15)Оля-то девочка замкнутая, чрезмерно серьёзная. (16)Не умела она на публике выступать, вперёд никогда не лезла, предпочитала скромное место в последнем ряду. (17)А Сашка не такой – он прикольный, смешной. (18)Анекдоты рассказывал так, что все до колик хохотали, в самодеятельности участвовал, где ему всегда главные роли давали. (19)Потому и решился в театральный поступать. (20)А как он её один раз защитил! (21)Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев, высокий, тучный, бессердечный. (22)Мало кто с ним общался, и вообще никто не дружил. (23)А он, однако, всё старался обратить на себя внимание, да не получалось. (24)Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал. (25)Вот как-то у кого-то день рождения был, и раздали всем по конфете. (26)Оля ещё и развернуть своё угощение не успела, как почувствовала сильную боль в затылке – это Лёшка её кулачищем огрел, а он у него – будь здоров. (27)Ударил и отобрал конфету.

(28)Слёзы хлынули потоком и от боли, и от обиды. (29)Уж каким Лёшка ни был порой грубым и наглым, но такого она от него не ожидала. (30)Уткнулась Оля мокрыми щеками в ладони и тихонько всхлипывала, боясь привлечь к себе внимание. (31)Хорошо, перемена – в классе суета, шум, гам. (32)Не любила она скандалов, да и вообще, совестно показаться рёвой перед всеми, большие ведь уже были, седьмой класс. – (33)И не стыдно тебе девчонку бить? – услышала она вдруг голос Саши. – (34)Силач! – (35)Чего? – привстал Лёшка, и Оля почувствовала дрожь в коленях: ох, Сашка, зря ты полез, ещё и тебя огреет. (36)Только бы поскорее всё закончилось, только бы потише… – (37)Да, ничего, приходи после уроков, поговорим, – храбро ответил ему Олин защитник и обратился к ней: – На, возьми мою конфету!.. (По О.Ю. Рою*) * Олег Юрьевич Рой (род. в 1965 г.) – современный российский писатель.

[свернуть]

Задание 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Оля была прилежной ученицей и заботливой сестрой.
  • 2) Первый в школе заводила и непоседа Саша Кочетков, перебивавшийся с двойки на тройку, к старшим классам остепенился и решил поступать в театральный институт.
  • 3) В день рождения Лёшки Игнатьева всем раздали по конфете, которую у Оли тут же отобрали.
  • 4) Сашка не побоялся защитить Олю от наглого и грубого мальчика, с которым никто в школе не дружил.
  • 5) Лёшке Игнатьеву стало совестно, и он вернул Оле конфету.

Ответ: 124

Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи являются эпитеты. Запишите номера ответов.

  • 1) Хорошо, перемена – в классе суета, шум, гам.
  • 2) Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…
  • 3) Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, кото-рую по фамилии только и знал и никогда, кроме домаш-него задания по русскому, ни о чём не спрашивал.
  • 4) Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев, высокий, тучный, бессердечный.
  • 5) Только бы поскорее всё закончилось, только бы потише…

Ответ: 24

Задание 12. В предложениях 5–7 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

Ответ: взялся за ум

Задание 13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Игоря Григорьевича Милославского: «Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, – это выбор слов, содержащих оценочный элемент». Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Задание 13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы смысл финала текста: «– Да, ничего, приходи после уроков, поговорим, – храбро ответил ему Олин защитник и обратился к ней: – На, возьми мою конфету!» Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что в жизни человека понастоящему важно?». Дайте определение выражению ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

10 вариант пробника ОГЭ 2024 по русскому языку 9 класс

Прочитайте текст и выполните задания 2,3.

(1)Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта и теории всей предыдущей науки. (2)На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда не бывает просто отрицанием старого. (3)Новое – это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. (4)Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. (5)Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину, и стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного.

Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  • 1) является отрицание (предложение 1)
  • 2) нельзя согласиться (предложение 2)
  • 3) обобщение (предложение 3)
  • 4) наука (не) смогла бы развиваться (предложение 4)
  • 5) возможен разгул (предложение 5)

Задание 3. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 простое, осложнённое однородными членами предложения.
2) Предложение 2 сложное бессоюзное.
3) В предложении 3 содержится 2 (две) грамматические основы.
4) Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным причины.
5) В сложном предложении 5 первая часть содержит составное глагольное сказуемое.

Задание 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается на время (условие) совершения действия, то между частями предложения ставится тире. Б) Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая. В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

  • 1) С трусом поведёшься – горя наберёшься.
  • 2) Путешественники долго кружили на лодке по просторному заливу, изрезанному бухтами, и, разумеется, заблудились.
  • 3) Останкинская башня, снабжающая каждый уголок нашей страны видео- и радиовещанием, имеет высоту 540,1 м, являясь самым высоким сооружением России.
  • 4) Современные информационные технологии, бесспорно, открывают новые возможности как в образовании, так и в научных исследованиях.
  • 5) Муравейники – возводимые муравьями сооружения ‒ давно стали символом надёжного дома или прочно обосновавшегося, кипящего жизнью поселения.

Задание 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.

Болдинская усадьба, расположенная недалеко от (1) Нижнего Новгорода (2), привлекает к себе большое количество поклонников творчества А.С. Пушкина. Несмотря на то что поэт побывал в родовом поместье всего лишь три раза, село вдохновило его на написание более 50 произведений, среди которых (3) Медный всадник (4), главы (5) Евгения Онегина (6). Недаром исследователи творчества Александра Сергеевича говорили о днях, которые поэт провёл здесь осенью 1830 года: (7) Это чудо болдинской осени (8).

Задание 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  • 1) (ветер) ГОРЯЧ – в кратких именах прилагательных после шипящих на конце слова буква Ь не пишется.
  • 2) НЕКОГО (винить) – в отрицательных местоимениях под ударением пишется приставка НЕ
  • 3) ВЛАДЕЮЩИЙ – в действительном причастии настоящего времени, образованном от основы глагола II спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.
  • 4) БЕЗМОЛВСТВОВАТЬ – написание непроизносимой согласной в корне проверяется подбором однокоренного слова молва, в котором согласный звучит отчётливо.
  • 5) В ГЕРБАРИИ – в имени существительном 1-го склонения в форме родительного падежа единственного числа пишется окончание -И.

Задание 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Зап..(1)лярная природа словно сотв..(2)рила храм для покл..(3)нения собственной силе и крас..(4)те. Кругом сотни километров тайги, прорезанн..(5)й скалами, р..(6)внины, тундра с чахлой растительн..(7)стью. А здесь – м..(8)гучие ели, заросшие деревьями го́ ры, озёрная гладь так и г..(9)рит под лучами ласкового солнца.

Задание 8. Раскройте скобки и запишите слово «полтора» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Подготовка к конкурсу заняла у нас чуть больше (полтора) месяцев.

Задание 9. Замените словосочетание «гудок парохода», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) Толя не любил осень больше всего за то, что в это время года дожди часто не пускали его на улицу.
  • 2) Мама запрещала Толе бегать в школу под дождём.
  • 3) Толе не хотелось, чтобы мама его опекала, как маленького.
  • 4) Толя не смог рассердиться на маму, которая стояла под окнами школы и пыталась понять, в каком классе сидит её сын.
  • 5) Толя успокоил маму, крикнув ей из окна, чтобы она не волновалась за него.

Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение. Запишите номера ответов.

  • 1) Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто дожди не пускали его на улицу.
  • 2) А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.
  • 3) Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу…
  • 4) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.
  • 5) Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму.

Задание 12. Замените разговорное слово «(не) вздумала» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним.

Задание 13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Николая Максимовича Шанского: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Задание 13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы смысл финала текста: «Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть: „Не волнуйся! Не волнуйся, мамочка… Всё хорошо!”» Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Задание 13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется материнская любовь?». Дайте определение выражению МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Отправить комментарий

You May Have Missed